Двадцать лет – немалый по людским меркам срок, и за это время кардинально могут поменяться не только увлечения, мировоззрение и принципы в жизни людей, но и сами человеческие судьбы. Труд двух десятков лет – почетный труд, и наконец-то, в 2015 году, команда HeavyMusic.ru получила возможность посетить знаменитый чешский фестиваль Brutal Assault, чтобы не только отдать дань уважения работе организаторов за столь солидную веху с момента рождения мероприятия, но и, в первую очередь, увидеть собственными глазами обязательное, по словам многих наших знакомых, к посещению музыкальное событие за пределами родной страны. Четыре дня угара и совершенно фантастической атмосферы – вот что нам обещали друзья, и, заинтригованные обилием комплиментов в адрес Брутала, мы решили посвятить кусочек нашего летнего отпуска гостеприимной Чешской республике.
В отличие от прошлого года, когда лето в Москве замучило нас духотой и невыносимыми +35 градусами на протяжении почти всего июля и августа, в этом мы покинули прохладную столицу, чтобы застать, к нашему большому неудовольствию, аномальную европейскую жару в Праге. В среду, разбуженные абсолютным отсутствием воздуха в комнате, мы не торопясь собирались на территорию фестиваля, будучи в курсе, что мало-мальски достойные команды начинают играть только в шесть вечера. А зря, потому что в обед солнце начало припекать с такой силой, что стоять в 37 градусов жары без малейшего намека на дуновение ветерка в очереди за пресс-пассами было как минимум затруднительно. Получив браслеты и пройдя досмотр, мы обнаружили себя в цепочке нетерпеливо топчущихся на месте товарищей для обмена денег на купоны, ибо только заветные бумажки могли помочь нам в приобретении питьевой воды.
На Брутале принято расплачиваться купонами за напитки и еду; курс обмена составляет 32 кроны за 1 купон (по состоянию на 2015 год). Воду можно купить за полкупона за стакан, пиво – от одного, более крепкие напитки (виски, бурбон, Егермейстер, коктейли) – от полутора. При этом следует заплатить полтора купона за стакан, который можно сдать обратно в конце фестиваля и получить тем самым купоны обратно (отличная экологическая инициатива, я считаю). В дальнейшем эти стаканы могут быть использованы еще не один год, и, как выяснилось, представляют коллекционную ценность для некоторых товарищей, скупающих год за годом новую тару с новым же дизайном. Цены на еду начинаются от одного купона (печенье, кусок пиццы, рис), причем ее разнообразие на Брутале – пример многим фестивалям, так как среди более 100 палаток можно найти себе пропитание на любой вкус и каприз. Чешская, американская, европейская, греческая, арабская кухни, кошерные блюда, опции для вегетарианцев и веганов - голодным точно не уйдет никто.
Вооружившись выданными нам расписаниями (распечатанными на ламинированной бумаге и подвешенными на ремешок – такие выдали не только прессе, но и всем посетителям фестиваля), мы поспешили к Metalshop сцене на Melechesh.
Metalshop – одна из двух больших сцен, располагающихся рядом с друг другом, на них выступления групп проходят по очереди. Между ними висит громаднейший экран для удобства тех, кто не прорвался (или же не стремился попасть) в первые ряды. Из пространства перед сценами открывается отличный вид на стены крепости, по которым то и дело расхаживали, артистично потрясая мантиями, чумные доктора в жутковатых масках. Компанию им составляли козы, которые ничуть не боялись огромной высоты и мирно щипали пожухлую траву.
Но вернемся к Melechesh. После выпуска «Enki» в этом году сам Эа велел этим колоритным товарищам съездить в тур как минимум по летним европейским фестивалям. До Брутала Melechesh успели выступить на Hellfest и Dokk'em Open Air и в Чехию привезли стандартную фестивальную программу и барабанщика под псевдонимом Nomadic souls. С легкой поправкой на новый альбом («The Pendulum Speaks», «Tempest Temper Enlil Enraged» и «Multiple Truths») сет израильтян включил в себя самые знаковые, пожалуй, их вещи (хотя поклонникам старенького одной «Genies, Sorcerers and Mesopotamian Nights» определенно было мало, мне же было обидно за любимый «Sphynx», с которого группа также исполнила лишь одну композицию). Melechesh разбудили, раскачали и завели публику: наблюдая левым глазом за скоростным сёркл-питом, а правым – за неожиданно прытким парнем, скачущим передо мной с винилом в руках, я загадала желание как можно скорее увидеть эту группу на просторах нашей необъятной.
Cет-лист:
1. The Pendulum Speaks
2. Tempest Temper Enlil Enraged
3. Ladders to Sumeria
4. Grand Gathas of Baal Sin
5. Genies, Sorcerers and Mesopotamian Nights
6. Multiple Truths
7. Triangular Tattvic Fire
8. Rebirth of the Nemesis: Enuma Elish Rewritten
После Melechesh мы сместились влево к сцене Jägermeister, чтобы увидеть пионеров трэша Nuclear Assault (в их честь, между прочим, фестиваль и получил свое название). Детище Дэна Лилкера худо-бедно пережило многочисленные пертурбации состава, но в апреле группа объявила о том, что планирует приостановить активную деятельность и отыграть последний в ближайшем будущем тур под маркой «Final Assault». Ожидаемый ажиотаж от их выступления, пожалуй, превысил наше представление о лояльности фанатов этого коллектива: приткнувшись кое-как к левому флангу многотысячной толпы, мы приготовились увидеть то, что должно было называться «последним концертом Nuclear Assault на нашей памяти».
Несмотря на то, что Дэну, Гленну и Джону уже за пятьдесят, сказать, что за «молодую кровь» в группе отвечает годящийся в младшие братья вышеупомянутым Эрик, язык не поворачивается. «Нуклиары» бодростью еще заткнут за пояс иных юнцов, и толпа это нутром чует: бодро наворачивает круги в центре (при этом посередине почему-то образовался «остров» из вяло покачивающихся тел), прыгает, с готовностью скандирует все, что ни предложат со сцены. Выступление Nuclear Assault, пожалуй, запомнится нам своей заряжающей позитивом энергетикой и чистым, безудержным восторгом фанатов группы.
Cет-лист:
1. Rise From the Ashes
2. Brainwashed
3. New Song
4. Critical Mass
5. Game Over
6. Butt Fuck
7. Sin
8. Died in Your Arms
9. Analogue Man in a Digital World
10. F# (Wake Up)
11. When Freedom Dies
12. Trail of Tears
В своем желании получше исследовать территорию фестиваля (все-таки приехали в первый раз), мы, подмигнув скелету в клетке на кирпичной стене, нырнули в саму крепость Йозефов. Оценив толщину ее стен, мы обнаружили себя в галерее, где облюбовали место на случай невыносимой завтрашней жары (скамейки вдоль обоих стен были организованы очень кстати) и небольшой фирменный бар генерального партнера фестиваля Budweiser. Примечательно, что всего на территории Брутала было раскидано 13 таких точек, в каждой из которых выбор сортов пива был ограничен (видимо, предлагалось посетить их все, чтобы попробовать полный ассортимент – девять видов, после чего можно было получить еще две банки оригинального Будвайзера на халяву).
Пройдя первую галерею, посетитель Брутала вновь окажется на открытом воздухе – на внутренней площадке крепости. На ней в этом году организаторы обещали соорудить Oriental сцену для уникального перформанса Cult Of Fire: а то как же иначе, ведь только так можно было уговорить склонную к демонстрации собственной эксклюзивности и элитизма группу. Выступление Культа Огня в расписании было обозначено в субботу, и пока двор полукругом окружали щиты с фотографиями, иллюстрирующими быт приверженцев культуры «тяжелой музыки».
Пройдя следующую галерею, мимо мирно дремлющих на скамеечках или следящих за происходящим на больших сценах по телевизору металхэдов, мы попали в так называемую Chillout zone. У самой стены только-только начинала возводиться Party Village, огороженный клочок с модным диджеем и мягкими подушками, и мы направили свои стопы мимо палаток с разнообразным мерчем (о нем – позже) к инфоцентру фестиваля. При входе в центр нас остекленевшим взглядом проводили пластиковые младенцы, политые чем-то красным и висящие на стенке; оттуда же в дружелюбном приветствии к нам тянулась изящная искусственная ножка. Миновав эти прелестные декорации, мы свернули в галерею, полностью посвященную истории Брутала. На огромных стендах были обозначены вехи развития фестиваля и, казалось бы, бесконечные списки групп-участников. Тут же можно было приобрести фирменный мерч, приуроченный к юбилею опен-эйра, в том числе и огромный талмуд – 440-страничную книгу о фестивале (всего за 32 евро!).
Время на часах неумолимо приближалось к началу сета Triptykon, и мы направились обратно к Jägermeister сцене. Triptykon как текущий проект Тома Фишера традиционно принято связывать с именами Celtic Frost и Hellhammer. Программа живых шоу группы обязательно включает в себя каверы на композиции этих легендарных коллективов, хотя в целом собственный материал Triptykon можно назвать вполне самодостаточным.
Пока в качестве интро звучала дроуноподобная «Crucifixus», у нас было время в полной мере оценить технический потенциал Jägermeister в отношении сценического света. Это потом свет на сете группы останется в памяти как, вероятно, лучший за все дни фестиваля, пока же софиты создавали хаотично мечущиеся лучи, которые довольно художественно проносились через зеленую и насыщенно-синюю основную подсветку сцены. Эффект потустороннего или даже загробного мира был налицо, он послужил отличным фоном для практически колдовских «Procreation…» и «Goetia». «Circle of the Tyrants» разбудила всех тех, кто успел задремать за почти пятнадцать минут атмосферного дума, но на «Tree Of Suffocating Souls» и «Altar of Deceit» публика снова погрузилась в некое подобие забвения. Кавер на хеллхаммеровскую «Messiah» вместе с «The Prolonging» стали вишенками на торте триптиконовской программы в тот вечер (меня несколько расстроило, правда, отсутствие «Abyss Within My Soul»). В целом сет Triptykon, еще и увиденный впервые, оставил от себя приятное впечатление, хотя я могу понять тех, кто посетовал на монотонность выступления швейцарцев.
Cет-лист:
1. Crucifixus (Intro)
2. Procreation (Of the Wicked) (Celtic Frost cover)
3. Goetia
4. Circle of the Tyrants (Celtic Frost cover)
5. Tree Of Suffocating Souls
6. Altar of Deceit
7. Messiah (Hellhammer cover)
8. The Prolonging
На смену задумчивости должны были прийти меланхоличность и шведская Katatonia. Похоже было, что пришел на их сет и весь контингент Брутала; нам же повезло аккуратно втиснуться во второй ряд перед сценой.
Несмотря на очевидные проблемы с микрофоном у Йонаса, на самом выступлении они не сказались – Ренксе был в настроении, часто и с удовольствием благодарил публику, а та искренне ликовала. Приятно чувствовать такую отдачу вживую от группы, которая вышла к зрителям словно к старым друзьям, и не просто отыграла свой сет, а исполнила «обязательную» программу с душой. Без нее песни Кататонии не «звучат», ведь правда?
Cет-лист:
1. Buildings
2. Increase
3. Forsaker
4. Dead Letters
5. Day and Then the Shade
6. The Longest Year
7. Ghost of the Sun
8. Soil's Song
9. Criminals
10. My Twin
11. Lethean
12. July
Буквально одним глазом зацепив Perturbator издалека на третьей, маленькой Metalgate сцене, после небольшого перерыва мы помчались обратно на Metalshop, где уже готовились к выходу скандально известные норвежские блэкари Mayhem. В нашем списке с пометками «посетить обязательно» эти товарищи были отмечены уверенным жирным шрифтом, так как, по словам очевидцев, пропустить шоу этой группы было бы чистой воды преступлением. В своем желании оказаться поближе к сцене за сорок минут до начала сета, мы, увы, были не одиноки: во втором ряду в тот момент уже было до дискомфорта тесно. Помянув недобрым словом пиар-команду фестиваля, которая бережет пассы в фотопит, видимо, для каких-то особенных фотографов, мы всё же остались на своем месте.
Тем временем техники подтягивали на сцену весь необходимый для выступления реквизит. Mayhem довольно часто (почти для каждого нового европейского или американского тура) меняют свой сценический имидж; на этот раз обошлось без расчленённых животных. Зато человеческих костей было хоть отбавляй: ими неизвестный миру дизайнер богато украсил своеобразный алтарь, который техники вытащили на середину сцены и который в аккурат закрыл обзор на одного из лучших барабанщиков в экстремальной музыке. Утешились мы только тем фактом, что Хеллхаммера нам еще предстояло увидеть с Arcturus на следующий день.
Накалив наше ожидание ритмичным интро в виде «Silvester Anfang», группа появилась на сцене словно ниоткуда под начальные аккорды той самой «Deathcrush»; с первой же секунды толпа была низвергнута в сущий ад. Как будто одновременно в многочисленных напеченных за день на солнце и наполненных пивным туманом головах щелкнул какой-то рычажок, и людей будто «прорвало»: нас тут же вплотную прижало к первому ряду нарастающим позади слэмом. Оглядываться было страшно: подняв же взгляд на сцену, мы встретились глазами с Аттилой, который на грани своих вокальных возможностей буквально изрыгал слова, написанные Маньяком и для Маньяка. Не снижая темпа, группа грянула «Symbols of Bloodswords», и с этого момента выступление превратилось практически в театр одного актера. Взойдя за макабрический алтарь, Аттила продолжал издавать разной высоты утробные звуки и медленно, словно с ленцой, грозил публике то черепом, то странной формы металлической молнией. На контрасте с ним на первом плане отрывался Некробатчер, в то время как Телох с Гулем были практически статичны.
От авангардности «Grand Declaration of War» до истеричности «Chimera», от сумасшедшей сырой энергетики «Pure Fucking Armageddon» (о, это гитарное соло в «Carnage»!) до эталонности «De Mysteriis Dom Sathanas» - на Брутале были представлены все ключевые альбомы команды, придавая бриллианту Mayhem совершенную огранку. Не обошлось и без противоречивого нового альбома: сингл «Psywar» убедительно поставил точку в споре о последовательности коллектива в своем творчестве. «Esoteric Warfare» - это кровь и плоть от прежних альбомов этой легендарной блэковой формации, новый виток в истории группы.
Лавиной обрушились на нас «Freezing Moon», «De Mysteriis Dom Sathanas» и «Pure Fucking Armageddon», и мы потеряли счет последним минутам выступления, буквально унеслись в параллельное измерение вместе с неугасимым огнем Mayhem.
Cет-лист:
1. Silvester Anfang (Intro)
2. Deathcrush
3. Symbols of Bloodswords
4. To Daimonion
5. My Death
6. Carnage
7. Illuminate Eliminate
8. Psywar
9. Chainsaw Gutsfuck
10. Freezing Moon
11. Encore:
12. De Mysteriis Dom Sathanas
13. Pure Fucking Armageddon
Первый нелегкий и физически, и ментально день на фестивале завершился для нас абсолютной победой Mayhem над всеми остальными коллективами; оставалось только гадать, что дни грядущие могли нам преподнести.
Выражаем благодарность Obscure Promotions и лично Martin “Shindy” Brzobohaty за предоставленные аккредитации.