SpyLOG
   Новости       Афиша       Фото       Репортажи       Интервью       Переводы       Рецензии       Группы       VK       YouTube       О нас       Друзья       ENG   

Репортажи с концертов

«Угорим не по-детски, или Пора взрослеть?»

Children of Bodom
09.09.2011, Москва, Arena Moscow

Перейти в анонс концерта

          Не так уж часто Children Of Bodom навещают Москву – с 2003 года они приезжают к нам всего-навсего третий раз. Правда, в прошлый раз они гостили у нас в 2009, что вселяло надежду на то, что финансовый кризис наконец сделает их визиты в Первопрестольную более регулярными.
          9 сентября 2011 года уже к половине седьмого (при официальном начале концерта в 20.00), когда стали пускать в клуб Arena Moscow, перед ним выросла внушительная очередь – при мне она заканчивалась в районе 30 метров, уверен, к часам 20 она лишь увеличилась и рассосалась только к половине девятого.
          По причине большого скопления народа (а также в силу ряда других факторов) концерт, конечно же, не мог начаться вовремя, посему вошедшие заблаговременно могли наблюдать расстановку декораций, использующихся в этом туре. Последний альбом «Чилдренов» «Relentless Reckless Forever» вышел весной, но и его обложка, и нынешние декорации по мотивам оной больше склоняются к осенней гамме. Пожелтевшие (или даже цвета запекшейся крови) листья невзначай сметаются с деревьев Reaper’ом, который вообще-то пришел по души людские, а не за какими-то растениями. Свисающие с потолка тряпки-лохмотья на концерте CoB вроде как намекали на то, что только недавно тут прошелся с косой тот самый Жнец.
          Когда зрителям надоело рассматривать результаты проделок Костлявого, техники стали готовить аппаратуру к концерту. Когда и лениво-деловитый саундчек стал вызывать зевоту, публика в предвкушении угара стала развлекаться самостоятельно. Ближе к первым рядам некая компания людей посадила одного из своих – мальчика лет 8 – на плечи к другому, предварительно дав ребенку слабоалкогольное питье. К любимому напитку металлистов тут же потянулись их алчные ручки – с воплем «пииииво!» зомби делали вид, что готовы наброситься на бедного владельца стакана.
          Вполне логично, что на концерте группы, назвавшейся в честь озера, на котором произошли убийства, собираются живые мертвецы, но дешевый символизм «Детки» всегда обходили стороной. Возможно, поэтому в череде обозначающих дату и время девяток (девятого числа девятого месяца) они не стали рисовать третью (девятка – перевернутая шестерка, вышло бы 666 наоборот).
          В 20.35 заиграло интро, вышли участники коллектива, сомкнулись ряды фанатов, грянула первая песня с последнего альбома – «Not My Funeral».
          …Когда-то, выпустив лишь один альбом, «Бодуны» начинали с первой композиции с него – «Deadnight Warrior». Первые песни концертов после выхода второго и третьего альбомов менялись, московский концерт 2003 открывала первая с вышедшего в том году «Hate Crew Deathroll» «зажигалка» «Needled 24/7», после выхода четвертого альбома открывашкой стал первый с него трек - «Living Dead Beat». Он же обычно открывал сольные концерты после выхода «Blooddrunk». Теперь же «Детки» снова пришли к схеме «первая песня с альбома – первая на концерте».
          «Not My Funeral» не то, что очень уж оригинальна (вступительный рифф напоминает «Follow the Reaper») или особенно хитова, но в этом качестве – открывашки – достаточно удачна. Вот только что сыграли несложный рифф, размеренный, но бодрый кач набрал обороты – и… понеслась.
          Последнее слово – ключевое. По ощущениям от шоу, главное для нынешних «Чилдренов» - подкинуть немудреных риффовых дровишек (лишь бы каких-нибудь) в топку фанатской любви, чтобы дальше, напористой ритм-партией, увеличивая темп, подгонять возникшие слэм и мошпиты. А за карданом, тремоло, нехитрыми куплетами новых песен, спетых экстремальным вокалом, и соло подоспеют, появится разнообразие, а потом уж последний припев, чтоб «добить» поклонников…
          Новая ипостась COB - идеальный шторм (который обещал на альбоме басист), вихрь, ураган, в котором нет места каким-то деталькам, акцентикам, чистоте, громоздким неоклассическим вставочкам, ну и, в конечном счете – смыслу, кроме как желанию поколбаситься. Неудивительно, что из одноименной группе композиции исключили почти половину – ту, что идет после гитарного соло, - сделав из нее какой-то боевичок, сильно пахнущий модненьким дэткором, и внезапно переходящий в «Hate Me!».
          Хенкка Блэксмит написал в twitter’е перед концертом в Питере: «Hermitage done. At 8pm, a different kind of cultural blast for St Petersburg people!» Сегодня выступление «Бодунов» - это именно blast, взрыв, а музыканты ставят своей задачей лишь «взорвать», «порвать» аудиторию. Даже название последнего альбома «Relentless Reckless Forever» представляет собой нагромождение слов, мало связанных между собой по смыслу, но при этом звучащих эффектно («взрывной эффект») и ставших концертным девизом его авторов. Давай, быстрее, какой-нибудь рифф, нагромоздим потом долбежку, налажал в соло – пофигу, лишь бы сет прошел с дэткоровой резвостью и панкушной прямолинейностью (на Алекси, кстати, была майка Ramones)…
          На первых песнях еще стоит прилагать усилия, но потом – какой смысл тратить силы? Концерт идет, публика бесится, чего же боле? Ведь нынешняя цель «Детишек» – заставить слушателей угореть не по-детски.
          Это, конечно, им прекрасно удается – со зрелищностью, напористой подачей и, как следствие, взаимопониманием публики и музыкантов на концерте проблем не было. Декорации-отрепья погружали в атмосферу «уничтожения всего на своем пути», грамотный свет акцентировал все ударные места в музыке, а все необходимые сценические действия-фишки, которые стали отличительной чертой «Деток» были на месте. Подтяжка с рычагом перед первой песней возвестили еще до включения света о том, что Лайхо выбрался на сцену. Явившись, он не преминул тут же показать публике и язык и средний палец с накрашенными ногтями, а после первого припева (если конкретнее – после слов «It's not my funeral») бросить в зал «bitch!». На сие народ отреагировал радостным криком – мол, Алешка «еще торт», ругается, наш человек! Сам же человек с подкрашенными глазами по ходу концерта поправлял волосы, упирался ногой в монитор, ставил гитару на колено перпендикулярно поверхности земли, бегал к клавишнику, эффектно спрыгивая с его помоста, - короче, делал все то, что характеризует в представлении фанатов его поведение на сцене. В меру, правда; я бы даже сказал, ленивее, чем обычно. Ну да, надо крутануть гитару вокруг себя – сделаю разок. Надо по сцене походить – вместе с басистом и ритм-гитаристом создать видимость кипящей активности – окей, пройдусь пару раз. Этакая «максимальная самоотдача» по минимуму ;-)
          Что еще надо? Ну, во-первых, поприветствовать народ; на это Лайхо сподобился только перед четвертой песней, почему-то решив, что последний раз они были здесь 3 года назад, хотя на самом деле – менее двух. Во-вторых, хорошо попрощаться; «Hate Crew Deathroll» была исполнена, как на «Chaos Ridden Years - Stockholm Knockout Live» (и как два года назад в Москве), с хоровой подпевкой зала, что, конечно, добавило плюсов «Бодомам» в глазах фанатской общественности. В-третьих, ближе к концу надо постебаться, сыграть какую-нибудь популярную и неметальную песенку. «Что мы там давно не играли?» - подумали, наверное, финны, и решили: а пусть, мол, Янне взлабнет темку «Полицейского из Беверли Хиллс», а то что-то Van Halen’овский «Jump» надоел и Алекси неохота петь «Алехандро» Леди Гаги.
          Кстати, о вокале Лайхо на концерте. Баланс между почти чистоголосым и экстремальным пением, раньше представлявший собой скриминг с меняющейся основной звуковысотностью, а теперь просто грубый вокал с тем же параметром, сейчас обусловлен скорее негативными изменения вокальных данных Лайхо, да и тем, что ему просто сложно одновременно играть и петь продолжительное время; дыхание у Wildchild’а никогда не было поставлено, а сейчас «Дикое дитя» гробит его курением и выпивкой. Но выглядело это на редкость органично – особенно переходы от чистого вокала к «харкающему» расщеплению на словах «C'mon you fucker lets go» в «Shovel Knockout» или «When you look at me, what do you see - Another trophy like a fuckin dead beat». Похоже на срывающийся в крик голос человека, который собирается броситься на тебя. Что вполне подходило к картине, которую можно было наблюдать в центре беснующегося зала, где ребята, дождавшись ударного момента, с гиканьем набегали друг на друга.
          Тем, кому смена вокального стиля Лайхо не нравится, можно посочувствовать – того фирменного скрима мы, наверное, от Алекси никогда уже не услышим, но в новом стиле можно также найти приятные или хотя бы забавные моменты – типа вибрато на расщеплении, отзывавшегося в тот вечер от стен клуба фирменным «уо-уо!».
          Раз уж о клубе… Мало того, что гардероб здесь платный, так еще как концертная площадка он, мягко говоря, не идеален – впрочем, глупо было бы ожидать сего от, если не ошибаюсь, бывшего заводского помещения. Более-менее разборчивая звуковая картина, в коей нашлось бы место всем инструментам, наблюдалась около звукорежиссерского пульта, а также, как мне потом говорили, на трибунах (если находиться на одной параллели с пультом). В первых рядах, на мой вкус, отчетливости было мало, слишком многое сливалось в кашу из колюче-грязноватого гитарно-басового месива (при неотчетливости баса, опять-таки), поверх которого стрекотали ударные, выли клавишные и прорезался хриплый вокал. Отойдя как-то раз сильно в сторону, я обнаружил, что там месиво становится чуть более разборчивым, но гораздо менее объемным. Впрочем, клавишные и там, и там были довольно громкими, а бас-гитара тихой и расплывчатой.
          Не особо разборчивый звук в первых рядах «Деткам» с их просчетами в игре на этом концерте был на руку. Создалось впечатление, что они решили пойти по пути Metallic’и – куча драйва при общей не ахти какой слаженности.
          В этом плане показателен Яска Раатикайнен. При изрядном числе моментов, когда ударник сбивался с ритма, пропускал или упрощал какие-то фишки, он в целом очень грувисто отыграл. Бочки сбивались, но звучали довольно качево (правда, по бокам казались совсем затриггерованными), и, видимо, за этот кач поклонники прощали все. На что и был расчет музыкантов.
          Мол, накосячили? Ну и пофиг, все равно не слышно. А если слышно, то и ладно, фанаты и так знают, что должны услышать. А если не фанаты и не знают – то тем более пофиг. Если кто-то упрекнет «Чилдренов», что они, мол, «Too Drunk to Play», «Бодуны», поставившие «Too Drunk to Fuck” от Dead Kennedys в качестве outro, ответят – «Are You Drunk Yet?» На концерте нынешних Children Of Bodom надо быть опьяненным или от выпивки, или от радости-угара. Опьяненными были и исполнители – все здесь, вроде как, «were having fun». «Too Drunk to Play!» - «Are You Drunk Yet? Ребята, налейте ему или послэмьтесь, кто-то пока не угорел».
          
          

***

          Ради цели «угореть» - причем, «не по-детски» - «Детки» жертвуют многим. Отыгрывают все быстрее, загоняя песни на 2, 3, 5 процентов (первую загнали на 7-8), лишь бы не дать никому задуматься о ритмических просчетах, проходном материале на новых треках, «вкусности», а вернее, «невкусности» игры (гитарной, прежде всего).
          К слову о ней. Маловнятный звук на первой песне в первых рядах был хорош только одним – быстрые гитарные пассажи были очень неплохо слышны. И гитарное соло было сыграно почти без лаж (иные из них можно принять за импровизации). Но чем дальше в лес, тем яростнее косит Жнец. Читаемость гитарных соло к третьей песне стала хуже – еще вибрато, бенды модно было разобрать, но быстрые прогоны были почти всегда едва слышны.
          Но это-то ладно. Главная проблема была в другом. На московском шоу 9 сентября 2011 как-то нехорошо и вроде как внезапно обнаружилось, что раньше фирменная манера игры Лайхо его выручала, а теперь от нее остались рожки да ножки, и возникло впечатление, что это не намеренно отточенный стиль, а результат узости музыкального мышления. Что, вообще-то, не так, но так оно слышалось на концерте...
          Раньше было впечатление, что молодой, дерзкий, удалой гитарист, даже если он лажал и сбивался на заранее заготовленные фишки (простенький свип, теппинг, подтяжки, дерганья рычага), мог бы сыграть чисто и технично, если бы захотел. Просто ему в лом или ему просто больше в кайф схватиться за тремоло-ручку. Но почему-то в начале 2000-х годов все эти отступления выглядели более-менее уместно и «вкусно». А на последнем московском шоу это выглядело явным злоупотреблением подтяжками и - особенно – уамми-баром, свистящий звук от применения которого знаменовал «улет» (с радостными воплями) слепых фанов в астрал и отлет Лайхо от студийного варианта соло в песнях типа «Bodom Beach Terror», «Hate Me!», «Blooddrunk». Правда, хуже всего звучало соло «Roundtrip to Hell and Back», в котором рычага было не так много, но зато многие ноты были сыграны с глушением, бывшим совсем не к месту – уж не знаю, сымпровизировать ли хотел Лайхо или нет.
          Ладно уж, замена переменного штриха на какой-то невнятный теппинг в финальной части соло «Downfall», хрен с ними, с лажами и «сыгранностью» (сравните «Needled 24/7» или «Angels Don't Kill» с первого московского концерта и нынешнего, о какой-нибудь «Mask of Sanity» или «You're Better Off Dead» уже и речи не идет). Но ведь даже слаженность терялась, в кашу сбивался звук на местах, где Лайхо и пел, и играл - не просто аккорды, а мелодию или гармонию. Особенно заметно было на «Shovel Knockout» и «Living Dead Beat». Отсутствие идеальной сыгранности в «…Knockout» можно объяснить ее новизной, но на словах «We're ardent, we're burning down..» из «Living Dead Beat» еще на прошлом концерте, 2 года назад, Лайхо играл без каких-то существенных косяков. На нынешнем же выступлении подумалось, что лучше б он передал часть своих партий Роопе Латвале. Который, конечно, тоже «косячил» и отходил от оригиналов, но это не так бросалось в глаза – ритм-партии-то его попроще, чем у лидера группы.
          На фоне остальных участников группы выгодно выделялся Янне Вирман, который, изящно переходя от синтезатора на одном краю сцены к другому, на противоположном краю, лавируя между ударными, прикладываясь к бутылке, отыграл очень хорошо, вволю поимпровизировав, но, по крайней мере, сыграв все любимые гаммообразные моменты чисто, «вкусно», и даже, сместив некоторые акценты и добавив кое-какие детали, интересно. Его выведенные на первый план клавишные добавляли в музыку эпичности при игре аккордами, разбавляя «рубилово», заставляя вспомнить симфо-блэк и «ранних Чилдренов», усиливали ударный ритм в моменты использования тембра «orchestra hit», а на соло-переливах изумляли скоростью, четкостью и плавностью. Сколь я помню, Янне везде уложился в ритм, нигде не переборщив с длительностью (что с ним иногда случается), в отличие от своих коллег. Пожалуй, единственная претензия - отвратно звучащие «детские» по тембру клавиши перед соло в «Needled». В остальном же Вирман-Ворман был на высоте – любо-дорого смотреть и слушать.
          
          
***

          Народу набилось тысячи две с половиной – поменьше, чем в прошлый раз в «Б1 Максимум», но тоже немало. Яркая подача расшевелила желающих потолкаться практически с первого трека, безостановочная «движуха» от центра зала до первых его рядов ежеминутно выжимала все соки из очередного «reckless» (бесшабашного) мошера, и в перерывах между песнями (которые не всегда случались – между «Shovel Knockout» и «Roundtrip to Hell and Back» паузы не было, они, как на альбоме, следовали одна за другой, а трек «Children Of Bodom» переходил в «Hate Me!») потные парни с перекошенными лицами выбирались из беснующейся толпы, получив свою долю веселья.
          На протяжении 75 минут можно держать слэмеров в состоянии «Relentless Reckless», но держать себя в таком же состоянии «Forever» (всегда) - невозможно. Хотя не исключаю, что Чилдрены и не собираются жить долго. Учитывая бывшие у их фронтмена суицидальные наклонности, допускаю даже, что изнуряющий тур – это реализация их желания быстро жить и так же быстро сгореть.
          Во всяком случае, долго «угорать» в Москве они не собирались.
          «Детки» закончили в детское почти время, 21.50. Пестрая публика – металлисты, панки, офисные работники, парни, реально похожие на «чотких пацанчегов», металкорщики с челками, примкнувшие к ним эмо-девушки (помнится, на первом московском гиге было много готесс – мода меняется, а «Детки» пытаются угодить всем), ну и обычная молодежь, - стала вяло расходиться, предчувствуя очередь в гардероб, а в зависимости от предпочтений - зализывая раны или сетуя на сетлист.
          Исполнили «Бодомы» 15 песен – меньше, чем в любой из своих прошлых приездов в Златоглавую. Четыре песни с последнего альбома и «Hate Crew Deathroll», по две с «Hatebreeder», «Follow the Reaper» и «Are You Dead Yet?» (одноименный трек, несмотря на то, что был запланирован - см. нотариально заверенный сет-лист, - остался проигнорирован, по слухам, из-за неважного самочувствия Алекси). «Blooddrunk» был представлен одной-единственной (заглавной) композицией. Со своего первого альбома не сыграли ни одного трека – так сильно хотят его забыть, хотя он наиболее интересен музыкально.
          Суммируя: концерт был хорош для любителей поколбаситься и для подростков, безответно влюбленных в своих кумиров, но не для тех, кто пришел бы послушать вкусное исполнение, техничную игру и красивую музыку.
          Конечно, Children Of Bodom играют и преподносят свой материал куда лучше, чем, например, добротный провинциальный мелодэтовский кавер-бэнд, играющий их песни. Однако для группы их уровня этого недостаточно.
          Из четырех компонентов своей не так уж давно классной концертной программы – драйвового шоу, хитовости, небезынтересной музыки и техники – CoB смогли предложить лишь хитовость и драйв, да и то – уже, как говорится, не те.
          Может показаться, что это свидетельство кризиса группы, которая, задолбавшись играть по 75 шоу в году, повзрослела физически, но не морально (кстати, занятная деталь: у Яски выросли крупные усы, и он постриг их перед выступлением; кто-то пошутил, будто отец маленькой девочки надеялся, что вернется молодость – но в жизни такого не бывает). А взрослеть-то, может, и надо – чтобы что-то поменять и попытаться играть более взрослую музыку, для повзрослевшей аудитории и с более взрослым, ответственным подходом…
          Но тут стоит учесть два момента. Во-первых, «Чилдрены», пытаясь угодить всем, добавляя в свою музыку элементы всяких «металкоров» и прочих «-коров», привлекая новую аудиторию, преуспевают на этом поприще (два года назад я удивлялся, что у многих пришедших на тот концерт «Blooddrunk» был любимым альбомом, теперь удивляюсь, что такой же чести удостоился «Relentless Reckless Forever», но факт остается фактом: он многим пришедшим понравился). Во-вторых, шоу в Москве не было образцово-показательным, ибо сперва оно планировалось лишь как довесок к выступлению на украинском фестивале, от участия в котором «Бодуны» позже отказались, в результате чего две российские столицы стали пунктами вне тура по множеству городов. В-третьих, предшествующий Москве Питер, как обычно, напоил музыкантов – из Северной столицы они приехали в состоянии, так скажем, несколько отдаленном от трезвого.
          Лично я искренне надеюсь, что Children Of Bodom вернутся – во всех смыслах: во-первых, вернутся в Москву, во-вторых, хотя бы отчасти вернут прежнюю форму и отдачу. И приедут в Первопрестольную до Питера (если он будет включен в тур), в середине или (в крайнем случае) под конец тура, ну и вообще – в туре, а не в якобы мини-туре из трех точек, одна из которых отвалилась.
          Хотя повзрослеть бы тоже не мешало. Ведь «Детишки»-то уже не дети…
          
          
          Сет-лист:
          
          0. Intro (фонограммой)
          1. Not My Funeral
          2. Bodom Beach Terror
          3. Needled 24/7
          4. Shovel Knockout
          5. Roundtrip to Hell and Back
          6. In Your Face
          7. Living Dead Beat
          8. Children Of Bodom (без финальной части, без паузы – переход к следующей песне)
          9. Hate Me!
          10. Blooddrunk
          11. Angels Don't Kill
          12. Follow the Reaper
          13. Downfall
          
          Бис:
          14. Was It Worth It?
          15. Axel F (Harold Faltermeyer cover)
          16. Hate Crew Deathroll
          Outro фонограммой: Dead Kennedys - Too Drunk to Fuck
          
          


          
          Приношу благодарность Алексею Кузовлеву и Motley Concerts за предоставленные аккредитации

03.10.2011


Фотографии с концерта

Children of Bodom
09.09.2011, Москва, Arena Moscow
by Huk

Автор


Awakener

Город:

отправить сообщение
смотреть профиль
смотреть публикации








liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс цитирования
Идея и разработка проекта: John Sinterson
Email: info@heavymusic.ru
©2001-2025 Power studio. Использование информации с сайта без разрешения автора запрещено!
Логин: Пароль:
запомнить меня
зарегистрироваться