Московскую группу Caprice, большинство альбомов которой вышло на Франции на лейбле Prikosnovenie, релизы которого лучше всего характеризует название сборников, которые лейбл выпускает регулярно – “Fairy World”, очень сложно описать в нескольких словах, потому что музыкальный мир в нескольких словах описать, пожалуй, невозможно. В музыке Caprice на самом деле отражается целый мир со своими жителями, со своим языком, со своими тайнами и загадками.
На сегодняшний день дискография группы, в чьем звучании элементы neoclassic, etherial, gothic объединяются с удивительным вокалом Инны Брежестовской, насчитывает 11 альбомов, среди которых есть не только альбомы с музыкой эльфов, но альбомы с композициями, написанными на стихи знаменитых поэтов.
В этом году поклонники российской группы Caprice наконец смогли послушать долгожданный релиз “Girdenwodan part II”, и чтобы узнать подробности, мы обратились к создателю группы Caprice композиторы Антону Брежестовскому:
- Недавно вышла вторая часть альбома “Girdenwodan”. Когда в 2012 году была выпущена первая часть, планировалась, что вторая выйдет весной 2013 года, но релиз был отложен на год. Почему так случилось?
- Действительно, у нас никогда не было, чтобы альбом записывался так долго – в основном из-за того, что мы с Инной половину прошлого года отсутствовали в России. Запись началась в сентябре 2012, альбом был сведен в ноябре 2013 и еще два месяца оттачивался мастеринг. Но по результату записи, по звуку – это наш лучший альбом.
- Ваши альбомы выходят на, если не ошибаюсь, французском лейбле Prikosnovenie. Как вы попали на этот лейбл и значит ли это, что музыка группы более востребована за рубежом, чем в России?
- Prikosnovenie вышли на нас в 2000 году, услышав трек Princess Mee на компиляции Russian Gothic Compilation. C тех пор мы выпустили вместе 10 больших альбомов. В России наши альбомы в середине нулевых переиздал «Союз» и независимый лейбл Shadowplay. Где мы более востребованы? Сейчас – больше на Западе, да; но это исключительно из-за нас самих. Нужно продвигать свою музыку, а мы это делаем очень мало.
- Много ли у вас поклонников в Европе и просят ли они вас о концертах?
- Сколько поклонников – трудно сказать. Нас постоянно приглашают на концерты, но с 2007 года Caprice – чисто студийный проект. В будущем это изменится, мы обязательно вернемся к концертной деятельности.
- Не могли бы Вы подробнее рассказать нашим читателям о концепции “Girdenwodan”? Сколько всего частей будет входить в этот цикл?
- Это даже не цикл, а двойной альбом (как, например, «Белый альбом» Beatles или “The Wall” Pink Floyd), две части которого, по пожеланию нашего лейбла, вышли не сразу, а по отдельности. Это 26 предельно лаконичных песен – без «соляков», «запилов», длиннот, –которые, я бы сказал на стыке жанров: человеческой и faerie-музыки. Уже много лет одно из главных направлений Caprice – это так называемая музыка эльфов. Если предположить, что наш мир не один, а входит в систему параллельных миров, и эльфы – не сказка, а обитатели этого самого параллельного мира, то музыка Caprice – это воссоздание музыки эльфов человеческими музыкальными средствами.
- У всех композиций “Girdenwodan” английские названия, но что означает само название альбома “Girdenwodan”? Это название на Laoris, или же это имя собственное?
- Давайте, я скажу, что такое Girdenwodan. В мире существует много танцевальных жанров: вальс, полька, самба, босса-нова, и т.д. Каждый танец имеет четкую музыкальную и танцевальную структуру. Например вальс – это размер 3/4, определенные ритмические, мелодические и гармонические ходы. Так вот: в 2011 году я вдруг понял, что на каждом нашем альбоме есть несколько вещей, которые вполне можно назвать своим танцевальным стилем. Чтобы не грузить названиями, сошлюсь лишь на три трека из наших разных альбомов: Merrymaking of the Forest Elves, The Court of Faerie, Philomel With Melody (хотя треков в подобном танцевальном стиле у нас гораздо больше). И в голову пришла идея сделать целый альбом с такими танцами. Так родилась концепция. Но как выбрать название? Я решил придумать любое слово, которое дает ноль результатов в Google. Из нескольких вариантов был выбрано слово Girdenwodan.
- Иллюстрации для альбома “Girdenwodan Part I” создал художник Марк Поттс (Marc Potts); кто предложил обратиться к нему для создания иллюстраций к альбому, вы были с ним знакомы до этого? Кто создал оформление второй части “Girdenwodan”?
- Marc Potts иллюстрировал обе части. Girdenwodan – это все-таки один альбом, с единым оформлением. Мы обратились к Марку, когда увидели его работы и случайно узнали, что на его свадьбе он с невестой танцевал под нашу музыку. Марк – художник от бога, и мы очень счастливы, что он работал с нами в этом проекте.
- Тексты многих композиций Caprice написаны на уникальном языке фей – Laoris. Как появился этот язык, что лежит в его основе? В эльфийских языках в работах Толкиена можно найти много черт и признаков финского, а иногда и валлийского языков. Можно ли найти подобные влияния в Лаорисе?
- У меня две профессии: композитор и еще лингвист. В начале 2000х годов, когда музыка эльфов обильно падала мне в голову, я понял, что английские тексты не очень ей подходят. Тогда и начал приходить язык Laoris – сначала звуковой облик, потом письменность, потом грамматика. Когда всего этого накопилось в нужном количестве, я стал писать тексты для нашей музыки. Ничего в создании Laoris я не заимствовал из других языков, все изобрел сам. Хотя, на мой личный взгляд, я даже ничего не изобрел: иногда мне кажется, что и музыка эльфов, и язык Laoris, уже существуют в каком-то другом измерении; надо было это просто «взять оттуда» и «принести сюда».
- Многие композиции трек-листа "Kywitt! Kywitt!" такие как “Blacksmith”, “Mary Morison”, “Peggy O”, “Dandelion Wine”, напоминают о народных, традиционных мелодиях и композициях. Есть ли на самом деле на этом альбоме влияние народных композиций, какая концепция у альбома?
- Вообще-то мы не делаем каверов, но Blacksmith и Peggy O – единственные две песни нашего репертуара не нашего авторства. Это английские народные песни. Все остальные – наши собственные, но многие могут быть похожи на народные. Почему? Это очень сильно определяется текстом. Тексты нового альбома Girdenwodan – самых разных английских поэтов. И если в тексте явно присутствуют народные мотивы, то музыка получается «фолковой» сама собой! Пример на новом альбоме – Faithless Sally Brown.
- Альбом “Masquerade” (2010) выделяется среди других альбомов Caprice, в первую очередь, своей концепцией – об искусстве и тоталитарном строе, композиции альбома основаны на стихах известных русских поэтов; можно ли сказать ,что создать такой альбом вас побудила судьба одного из этих поэтов, или же была другая причина?
- Альбом «Маскарад» - на стихи поэтов начала XX века, и самая главная фигура в этом альбоме – Хармс. Причем важна не прикольная его сторона (вроде «Машкин убил Кошкина»), а его эксцентричная, абсурдная поэзия, а также его ужасная, трагическая судьба. Вообще, есть несколько фигур в мировом искусстве, с которыми чувствуешь какую-то особую близость: иногда думаешь: «если бы мы были оба сейчас живы, то возможно были бы друзьями, выпивали бы вместе и говорили об искусстве». Вот Хармс – один из них. Этим альбомом мы хотели отдать должное его гению; равно как и гению всех тех, чьи стихи на «Маскараде».
- Три альбома группы объединены в трилогию “Elvenmusic” – “Elvenmusic” (2001), “The Evening Of Iluvatar's Children” (2003), “Tales of the Uninvited” (2005). Заглавия многих композиций, особенно первых двух альбомов, связаны с Сильмариллионом; вы хотели создать трилогию по истории Средиземья, или же создать три альбома, посвященных эльфам, безотносительно к трудам Толкиена?
- Миры Толкиена были «ключиком», который открыл дверь мира Laoris. Его книги и поэзия оказали сильное влияние на два первых альбома Elvenmusic. Сам Толкиен пишет, что в далекие времена на земле была не одна высокоразумная раса, а несколько – эльфы, люди, гномы, и еще несколько. Потом остались только люди. А куда делись остальные, в том числе эльфы? Если они переселились в параллельный мир, то именно музыка их потомков – это то, что мы играем и на Elvenmusic, и на Kywitt! Kywitt!, и на Girdenwodan.
- Если рассматривать мифологию, легенды и предания, а также художественную литературу, то можно увидеть, что образы эльфов и фейри и представления о них могут быть очень разными; какие образы и представления эльфов и фейри наиболее близки вам?
- Хороший вопрос! Когда смотришь на образы и иллюстрации мира Faerie, то сразу почему-то видишь, что изображено реальным «визионером», а что – художником, никак этот мир не чувствующим. Книга “Faeires” (авторы Brian Froud и Alan Lee) конечно же – в самом авангарде “визионерских” работ. Marc Potts привлек нас именно тем же: он каким-то непостижимым образом чувствует и изображает их ровно так, какими faeries видятся нам на самом деле.
- Композиции на альбоме “Sister Simplicity” по звучанию очень похожи на английские баллады; это авторские композиции Caprice, или же традиционные вещи?
- Вся музыка Sister Simplicity написана мной, но опять же: тексты Бернса, Байрона, Шелли, и т.д. уже определяют звучание музыки. Нельзя же на текст Шекспира писать рок-н-ролл! Ну, то есть, конечно, можно, но единой энергетики музыки и текста там точно не будет. Вообще, мне кажется настоящее искусство – это «перетекание» энергии из одного вида в другой. Когда музыка, поэзия или картина о чем-то рассказывают, когда они несут в себе внешнюю энергию - только тогда они оказывают на человека сильное воздействие. Иначе – пустышка.
- Как вы относитесь к группам, которые пытаются в своем творчестве воссоздать звучание средневековой музыки, например, Estampie, Camerata Mediolanense, Sarband, Vox, Mediaeval Baebes?
- Средневековая музыка – замечательная вещь! Кстати, иногда приходит в голову странная бездоказательная мысль: если человеку что-то очень сильно нравится и при этом совершенно непонятно, почему, - то возможно, ему эти же вещи нравились в прошлой реинкарнации. Если это так – то наша прошлая реинкарнация была в Средние века в Европе. То, что делают Camerata Mediolanense или Mediaeval Baebes – это не просто воссоздание средневековой музыки. Они делают это современными средствами, со «вкусным» звуком. Это здорово.
- В то время, когда группа только создавалась, каким вы видели будущее звучание Caprice?
- Голос, пианино, бас, барабаны, скрипка, флейта. Большинство треков в «Зеркале» - нашем первом альбоме, сочиненном в 1990-1995 и записанном в 1996 году, сделаны для такого состава.
- Оказали ли какие-либо композиторы, музыканты и группы влияние на звучание Caprice?
- Прежде всего на наше звучание оказали влияние не другие музыканты, а смежные виды искусства: поэзия, живопись. И наравне с этим – и природа (в заказах из Лапландии Northern Lights, The Seasons), и судьбы других людей, о которых повествует наша музыка: Хармс, Даниил Андреев, Ван Гог, сейчас – Гарсиа Лорка.
группа Caprice в 2011 году
- Есть ли у музыкантов Caprice сайд-проекты?
Почти все они играют в разных оркестрах: Большого театра, Юрия Башмета, Геннадия Рождественского. Наш кларнетист Антон Кончаков замечательно играет джаз и фолк в нескольких группах.
- Если я не ошибаюсь, вы не очень часто выступаете с концертами, тем более в России. Планируете ли концерты в связи с релизом “Girdenwodan” Part II?
Не готов ответить – сейчас эти вопросы как раз обсуждаются, скоро мы это поймем.
- Какие у вас планы на ближайшее будущее? В частности, ваших поклонников очень интересует вопрос, будете ли вы вновь открывать официальный веб-сайт Caprice?
- Обязательно откроем сайт в этом году. А сейчас готовим к записи новый альбом Amargo, посвященный поэзии Федерико Гарсиа Лорки.
- И в заключение несколько слов для ваших поклонников:
- Слушайте Caprice! Мы делаем эту музыку для вас!
Еще мы попросили Антона составить две пятерки любимых альбомов: одну –любимые альбомы «на все времена», другую – любимые альбомы на сегодняшний момент
1
Bach “Goldberg Variations” by Glenn Gould
Henry Purcell “Ode to St Cecilia”
Beethoven Symphony #6 piano transcription by Franz Liszt, performed by Glenn Gould
Tchaikovsky Symphony #6
The Beatles “Sgt Pepper’s Lonely Hearts Club Band”
2
Pavlov’s Dog “Pampered Menial”
Ministry of Truth “Искусство Саморазрушения”
Metallica “St Anger”
Genesis “Wind And Wuthering”
Moon Far Away “Sator”
В оформлении интервью использованы фотографии с официальной страницы Caprice на Facebook www.facebook.com/capricemusic" |